АНАЛИЗ РАБОТЫ

ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

ЗА 2011-2012 уч.год

Краткая справка о библиотеке

 

Общая площадь библиотеки - 87кв. м.

Количество помещений – 3: библиотека, библиотечный пункт начальной школы, книгохранилище.

Оборудование: 12 стеллажей, столы, стулья, каталожный ящик, компьютерный стол(место библиотекаря, место ученика).

Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, DVD плеер, компьютер(2), сканер, принтер (2).

Акцидентные элементы библиотеки: систематический каталог, картотека журнальных и газетных статей, картотека учебного фонда, картотека редких книг Имеется справочно-библиографический фонд: словари, справочники по предметам, детские энциклопедии серии «Аванта+», книги серии «Я познаю мир», атласы родной природы, отраслевые энциклопедии.

Организует работу школьной библиотеки заведующая библиотекой высшей квалификационной категории Т.М.Братышева, имеющая стаж работы 27 лет, стаж работы зав. библиотекой 23 года.

  В 2011 – 2012 уч. году работа школьной библиотеки осуществлялась по «Программе развития школьной библиотеки как ИМЦ на 2009-2012 г.г.»

 

Основная цель деятельности библиотеки на 2011-2012 г.г.: содействовать развитию образования, потенциала, знаний и личности субъектов образовательного процесса.

Задачи:

1.Обеспечение учебно- воспитательного процесс школы и самообразования учащихся, педагогов путем библиотечного и информационнно-библиографического обслуживания.

2.Обеспечение альтернативного обучения, многообразия содержания образовательного процесса на основе качественного комплектования библиотечного фонда, эффективного ведения справочно-поискового аппарата библиотеки.

3.Всемерное содействие повышению методического, педагогического мастерства учителей, воспитателей школы с использованием пропаганды педагогической литературы и информации о ней.

4. Формирование у учащихся информационной культуры, любви к книге, культуры чтения, умения и навыков независимого библиотечного пользователя, психологическая поддержка читательской деятельности.

5.Обеспечение учащимся и учителям условий и возможностей для свободного выбора методов, форм и средств развития личности.

6.Расширение сферы услуговой деятельности библиотеки.

 

                           Показатели обслуживания

 

Количество учащихся

436

Количество читателей всего

545

Количество читателей учащихся всего:

1-4 кл.

5-9кл.

10-11 кл.

 

363

174

181

8

 

 

 

Не читают

52

Процент охвата библиотечным обслуживанием (учащиеся)

87%

Количество читателей учителей и родителей :

Педагоги и прочие работники школы

Родители и жители микрорайона

182

48

134

 

Посещаемость библиотеки

 

Посещаемость всего

Учащиеся

Учителя и прочие работники школы

Родители и жители микрорайона

 

11445

8712

552

2181

Читаемость

12

 

Работа с фондом

 

Списано: учебники 12463 экз.        Прибыло: 1185 экз.    Стало: 9581экз.

Списано: литература 0экз.  Прибыло:53экз.         Стало 9841

Общий фонд 19422

 

Учебники (всего)

9851

Периодика

(количество наименований)

3

 

Книжный фонд основной (всего)

из них:

9841

 

        Электронных

 

261

художественная

3824

методика

1 872

справочная

230

Отраслевая

 

 

2800

 

Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:

-книга суммарного учета фонда библиотеки;

-инвентарные книги (9 штук);

-папка «Акты на списание»;

-книга учета учебников;

-картотека журнальных и газетных статей;

-картотека CD- дисков;

-читательские формуляры.

Записи в документах производятся своевременно и аккуратно.

Фонд расставлен по таблицам ББК. Основная часть фонда открыта для свободного доступа. Основная часть фонда технически обработана. Продолжается работа по составлению алфавитного каталога. Продолжается работа по пополнению  систематического каталога и систематической картотеки статей.

Комплектование фонда осуществляется в соответствии с перспективным планом комплектования и планом работы по комплектованию.

База данных ИМЦ конвертирована в Автоматизированную информационно-библиотечную систему (АИБС) «МАРК-SQL» - версию для школьных библиотек, обеспечивающую комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов: комплектование литературы, систематизацию, обработку поступающих изданий, обслуживание читателей, учет библиотечного фонда

 

Обслуживание читателей

                 

Книговыдача всего

Из них учащиеся

9675

7880

Книгообеспеченность

15,8

Обращаемость

1,00

Обеспеченность учебниками,%

100%

 

Основные направления библиотечного обслуживания:

  • Индивидуальное ББ обслуживание 
  • Массовое обслуживание
  •   Групповое обслуживание

Анализ читательских формуляров показывает, что интерес к чтению в начальной школе традиционно высок, особенно в 1-х классах. Учителя активно пропагандируют книги. Особенно в этом помогают учителя Мурзич М.В., Отрадных С.И., Вдовина Л.В. Дети из их классов - частые посетители библиотеки, причем зачастую берут книги не только по программе. В 2009-2010 уч.году в начальной школе были организованны «Часы чтений». В течении четверти мы с детьми читали книги. Итогом этих чтений был  конкурс рисунков: «А.С.Пушкин «Ах, что за прелесть эти сказки…», «Книги о ВО войне» .

Огромную помощь в пропаганде  и привитию интереса к чтению оказывает и наша районная библиотека, заведующая Кузнецова Т.А.. Сотрудничество с ней длится уже долгие годы. Традиционными стали встречи  детей с книгами писателей- юбиляров

В среднем и старшем звене интерес к чтению оставляет желать лучшего. Дети читают мало, в основном программные произведения или книги, которые используются в викторинах, мероприятиях.

 

Основные формы индивидуального обслуживания: беседа при записи в библиотеку, беседа при выдаче документов, беседа о прочитанном; экспресс-консультация, блиц-реклама, анализ читательских формуляров, диагностическое анкетирование, творческие работы, исследовательская деятельность и т. д.

Основные формы группового и массового обслуживания.

  • Книжные выставки:

Традиционные:«Тавда: из истории района фанерного комбината.»Огонь – друг или враг», «Космическая эра» , «Предпрофильная подготовка и профильное образование», «Конфликтные ситуации в школе», Интеграция основного и дополнительного образования в общеобразовательном процессе», «Сдаём ЕГЭ», «Стандарты второго поколения», «Ими славится Россия» и т.д.

Нетрадиционные: «Десять любимых книг» - рейтинг самых популярных изданий, выставка одной книги «Эту книгу я читала…»

Виртуальные выставки: «ЗОЖ», «Разведчик Н.Кузнецов», Году Российской истории посвящается» и т.д..

  • Обзор новой литературы на педсоветах, заседаниях кафедр.
  • Журнал «Почитайка» № 5,6 +  Приложения: «Вода», «Формуляр Крутиковой Анны»
  • Тематические папки по теме:»Одарённый ребёнок»,  «Конфликтные ситуации», «Космос», «Семейные традиции», «Патриотическое воспитание», «СМИ о школе» и т.д.,
  • Библиографические списки: «Российская история в книгах и документах»,» История нашей Родины в стихах»», «Духовно-нравственное воспитание школьников»(пополнение), «Права ребёнка»( пополнение), «Конфликты: в поисках компромисса», и т.д.
  • Мероприятия: «Библиомарафон»,  экскурсия в РДБ на беседы о Н.Кузнецове, М.Ю. Ломоносове, Об Отечественной войне 1812 г., книгах о войне, экологическую тему,  путешествие по виртуальной выставке «Ими славится Россия», викторина о П.Столыпине ,Всероссийский конкурс чтецов( школьный и муниципальный тур),  конкурс  чтецов, посвящённый Победе в ВО войне,  «Читатель года» (школьный и городской тур), «Неделя детской и юношеской книги»и  др.
  • Участие в общешкольных мероприятиях и декадах по предметам: литературных гостиных, круглых столах, родительских собраниях и др.

 

До педагогического коллектива, родителей и администрации доводятся сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой на  уч.год (в начале уч.года, в конце)в виде информационного бюллетеня, проводится собеседование (степень обеспеченности учителей и учащихся учебной и методической литературой), Обзор новинок учебной и методической литературы на педсоветах и заседаниях ШМО, предоставляется информация о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на  уч. год. Составлен «Школьный перечень учебников на 2012-2013 уч.год»

 

Воспитание информационной культуры личности.

             Занятия  информационно-библиографической грамотности (библиотечные уроки) учат пользователей библиотеки не только информационной культуре, думать и пользоваться полученной информацией, но и воспитывают культуру чтения, потребность к самообразованию, прививают любовь к книге, чтению. В 2011-2012 уч. году было проведено 38 библиотечных уроков. Из них 11 уроков с применением средств ТСО, электронной презентации. Открытых уроков -3(школьного и городского уровня).  На уроках учащиеся знакомились с библиотекой, получали знания о структуре книги, правилах пользования книгой, как выбрать книгу используя абонемент, информационно-библиографический аппарат библиотеки, электронный каталог, Интернет, локальную сеть и другие способы поиска информации.

Библиотечные уроки: «Структура книги»,  «Учись быть читателем», «Как выбрать книгу в библиотеке», «История книги», «Аптека для души» (об истории первых библиотек),  «Указатели и их разнообразие», «Словари – наши друзья», «Каталоги, картотеки», «Периодика для детей и подростков», «Из чего сделана книга»,   и др.

 

Формы работы библиотеки по распространению ББЗ и развитию культуры чтения:

-        индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой.

-        групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе школьной библиотеки.

-        экскурсии по библиотеке.

-        проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов (в будущем включая Интернет).

-        создание электронных проспект - консультаций по методике оформления списков использованной литературы при составлении программ педагогами.

Задача максимум при распространении ББЗ – воспитание независимого пользователя библиотек.

Задача минимум, над которой мы работали весь этот учебный год, научить детей пользоваться указателями при поиске информации. Были составлены различные путеводители (буклеты) по правилам поиска информации в библиотеке.

 

Справочно-библиографическая работа

   В 2011-2012 уч.г. школьная библиотека была пополнена 224 CD- дисками (электронное приложение к учебникам  1кл. «Школа России»). Всего медиатека составляет 361эл.издание что позволяет применять в деятельности библиотеки новые информационные технологии. Учащиеся получили возможность использовать информацию, собранную на нетрадиционных  носителях, а так же пользоваться услугами интернета и локальной сети, сайтом ИМЦ. Библиотека располагает  дисками «Энциклопедии Кирилла и Мефодия» (2 CD), «Большой Советской энциклопедией» (3 CD), «Электронной библиотекой» (2 CD ), электронная библиотека, собранием фонда справочной электронной литературой, элетронными текстами произведений(Пушкин, Тургенев, Бажов, Горький, Достоевский и Т.Д.) на которых собрана информация по многим отраслям знаний и художественная литература, активно использует при обслуживании читателей.

   Компьютерные технологии использовались для составления презентаций к различным мероприятиям, методических пособий,  заказов и отчетов по фонду учебников; анализа деятельности библиотеки

 

         В 2011-2012 уч.году прошла курсы повышения квалификации в ИРРО г. Екатеринбург по программе «Менеджмент качества библиотечных процессов в образовательном учреждении» в объёме 126 часов.

 

Составила: зав.библиотекой Т.М.Братышева

 

Создать бесплатный сайт с uCoz